Индивидуальный маршрут ребенка с ДЦП: цели и задачи
Своевременная коррекционная работа имеет важное значение для развития личности, уменьшения двигательных, сенсорных, речевых дефектов у детей с детским церебральным параличом. На основании комплексной диагностики врачами разной специализации, изучения личности, интеллектуальных процессов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ДЦП (ИОМ). Его цель — использование всех ресурсов детского возраста, в котором можно максимально эффективно устранить или уменьшить последствия органических поражения коры головного мозга. Для ее достижения решаются задачи:
- по социально-коммуникативному развитию;
- познавательному развитию, к которому относятся овладение речью, формирование представлений о себе, других людях;
- художественно-эстетическому развитию для восприятия музыки, литературы, фольклора и проявления творческой активности;
- физическому развитию.
Составление ИОМ для ребенка с ДЦП
Необходимость построения индивидуального маршрута для ребенка с ДЦП диктуется особенностями развития, которые не позволяют ему обучаться по стандартной программе. Одному нужно больше заниматься физическими упражнениями, другому — речью, третьему — учиться коммуникациям с окружающими людьми и т. д.
Педагог составляет ИОМ в несколько этапов:
На основании диагноза ставит цели. Например, при ДЦП 2- 3 степени необходимо уделить внимание коррекции нарушений двигательных функций ребенка путем укрепления опорно-двигательного аппарата.
- Определяет задачи, решение которых поможет приблизиться к поставленной цели. Ребенка нужно научить контролировать положение головы, держать равновесие, преодолевать неправильные движения и т. д.
- Составляет детализированный план с указанием сроков достижения цели.
- Ведет учет занятий, отмечает достигнутый прогресс.
- Оценивает динамику состояния ребенка на начало, середину, конец года.
Индивидуальный маршрут ребенка с ДЦП как инструмент повышения эффективности развития
В образовании детей с ДЦП важное значение имеет реабилитация, которая включает:
- Нормализацию мышечного тонуса.
- Развитие мелкой моторики.
- Силовые тренировки для возможности передвигаться самостоятельно.
- Обучение навыкам самообслуживания.
- Психологическую коррекцию снижения познавательной активности и когнитивных функций.
- Индивидуальное развитие функций, которые у ребенка происходят с отставанием.
Учитель перед разработкой индивидуальной программы ДЦП должен определить уровень развития ребенка, понять, в чем он испытывает затруднения. На основании своих наблюдений и результатов комплексного обследования он намечает долгосрочные и краткосрочные цели, ставит задачи для их достижения. При составлении маршрута педагогу необходимо взаимодействовать с родителями.
Работа с ребенком по продуманному плану, наблюдение за эффективностью упражнений помогает понять, что приносит заметную пользу его развитию, внести оперативные корректировки в индивидуальную программу занятий.