Фельденкрайз метод в реабилитации ДЦП
Метод Фельденкрайза при ДЦП – новый шаг на пути к лечению этого заболевания. Его разработал Моше Фельденкрайз. Это инженер и физик, психолог и педагог.
Суть заключаются в том, чтобы обучить человека лучше чувствовать себя, свои возможности, тело и «границы». Благодаря этому методу больной может различать связанные и правильные действия. Это помогает ему двигаться также, как и здоровому.
Непривычные упражнения по методике Фельденкрайза при ДЦП направлены на развитие мозга. Они открывают новые возможности для человека с детским церебральным параличом. Методика позволяет поддерживать мышечный тонус и значительно улучшить состояние больного, причем как физическое, так и психологическое.
Терапия не относится ни к лечебной физкультуре, ни к технике. Это скорее метод соматического обучения, который позволяет поверить в собственные силы и закрепить положительный результат. Он может применяться, начиная с любого возраста и не имеет противопоказаний.
Метод Фельденкрайза при ДЦП. Детали
Фельденкрайз – это нестандартная форма лечения посредством интересной игры. За счет организации занятия больной расслабляется и не думает о болезни. Поэтому добиться результата намного проще.
Как здоровые дети учатся движению? Они предпринимают множество попыток, а когда у них получаются, то запоминают удачную. Если цель достигнута, происходит выброс эндорфина, в мозге «записывается нейронная дорожка», которая получает положительное подкрепление.
В следующий раз ребенок уже знает, как получить желаемое. Человек, страдающий ДЦП, просто не может сам догадаться, как сделать правильно. Ему нужна помощь и подсказки.
Занятие представляет собой грамотно выстроенную последовательность движений. Специалисту удается достичь высокой эффективности за счет того, что подопечному интересно работать. По мере достижения успехов упражнения меняются и усложняются. Благодаря тому что ученик вовлечен в занятия, они в буквальном смысле меняют мозг.
В процессе игры специалист помогает подопечному. Профессионал ненавязчиво показывает комплекс упражнений, отслеживая сигналы нервной системы. Это могут быть дыхание, сердечный ритм, мышечные сокращения, движения глаз.
Неудачные попытки решить ту или иную задачу непременно чередуются с удачной. Мозг записывает «нейронную дорожку». В дальнейшем ребенок может сам добиться цели без какой-либо помощи.
Таким образом методика построена на таком свойстве мозга, как нейропластичность – способности изменяться на основе опыта, приобретать новые связи и восстанавливать утраченные. В итоге ребенок изучает и запоминает каждое движение по отдельности.
Так как этот метод напоминает игру, ребенок может заниматься достаточно долго. При этом он максимально сосредоточен и нацелен на достижение результата. Благодаря заинтересованности ученика, он легче и быстрее учится без какого-либо дискомфорта или боли.
Каких результатов можно добиться
- Изучение новых движений и действий.
- Ощущение легкости в своем теле.
- Уверенность в себе.
- Расслабление мышц.
- Избавление от спазмов.
- Восстановление двигательной активности.
- Расслабление суставов.
- Улучшение концентрации и внимания.
Не стоит забывать, что в реабилитации важен комплексный подход. Массажи, ЛФК, различные методики и правильный подбор технических средств.
Варианты занятий
ATM – метод, при котором инструктор только направляет участников и дает подсказки. Обычно применимо для групповых занятий. Ребенок может заниматься самостоятельно, изучая новые движения по описанию или инструкции.
FI – вид индивидуальных занятий с участием практика. Все упражнения выполняются под контролем профессионала. Они детально показываются и объясняются.
Секреты успеха
Добиться положительного результата можно, занимаясь регулярно. В идеале полученные с педагогом навыки должны закрепляться дома. Совместные усилия родителей и профессионалов позволяют максимально адаптировать ребенка и научить его выполнению новых задач.
Опытный педагог должен вселить в своего ученика веру в собственные силы. «Я все могу! У меня все получится! Я чувствую себя и могу двигаться в полном объеме своих возможностей и даже больше!». Такой внутренний стимул позволяет достичь определенных высот.
Своим мнением по этой теме с нами поделилась Черкасова Наталья Анатольевна, педагог-дефектолог, реабилитолог: "Не приходилось применять лично. Но специфика изучалась. Мне кажется, этот метод также эффективен в реабилитации детей ДЦП. Но ряд условий не позволят, по моему личному мнению, результативно его использовать. Основным препятствием может стать задержка умственного развития многих больных детей. Однако, при сохранном интеллектуальном развитии, метод Фельденкрайза, возможно, будет наиболее результативен по сравнению cо многими другими".