8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных
8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных

Особенности логопедической работы при ДЦП

логопед дцп

Логопедическая работа при ДЦП играет большую роль в реабилитации. По данным статистики, нарушения речи встречаются у 80% детей с таким диагнозом. Очень важно, чтобы занятия проводил грамотный и опытный специалист, который владеет необходимыми навыками.

Чтобы правильно организовать логопедическую помощь детям с ДЦП, педагог-логопед должен понимать клиническую и патогенетическую специфику нарушений речи и двигательных функций и взаимосвязь между ними. В каждом конкретном случае разрабатывается индивидуальная тактика занятий с учетом тяжести нарушений. По мере улучшения ситуации программа должна дополняться и изменяться.

Актуальную и полезную информацию вы найдете в наших статьях. Чтобы не пропустить, подпишитесь на рассылку.

Подпишитесь на нашу рассылку

Чтобы быть в курсе наших последних новостей, получать рекомендации и информацию о полезных статьях

Особенности логопедических занятий

Логопед с ребенком ДЦП проводит занятия в определенных условиях. Как правило, ученик находится в положениях, при которых тонические рефлексы минимально влияют на речевую моторику. Лучше всего, если предварительно будет получена консультация невролога, который подскажет, какие варианты подойдут лучше всего.

При проведении логопедических занятий педагог направляет усилия на плавное и постепенное подавление сосательных и иных рефлекторных движений. Это делается с целью отделить их от общих движений артикуляционных, дыхательных движений и голосовых реакций. Еще до начала занятий перед логопедом стоит серьезная задача - достичь общего мышечного расслабления и снижения тонуса в речевой мускулатуре ребенка.

Роль логопедической работы при церебральном параличе

Логопедическая деятельность при ДЦП направлена на развитие у ребенка ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение нарушений движения рта. Для этой цели выполняются упражнения с сопротивлением, которые чередуют с другими. Развитие речевого дыхания проводится с помощью заданий – дуть на свечку, надувать шарики. Однако к их использованию надо подходить осторожно. Если ребенок прикладывает чрезмерное усилие, это может привести к повышению мышечного напряжения.

Важно найти специалиста, понимающего специфику нарушений и регулярно посещать занятия. Для передвижения и комфортной жизни ребенка с ДЦП могут потребоваться специальные технические средства.

логопедическая дцп

Словарная работа с учетом уровня речевого развития

Обучение ребенка с ДЦП произношению слов проводится поэтапно. План и тактика зависит от уровня его речевого развития. Как правило, уровней всего 3.

1-й уровень. Дошкольников и детей постарше обучают пониманию и произношению названий окружающих предметов и действий с ними. Их учат различать и называть детали предметов.

2-й уровень. Педагог обучает новым словам. Дети дополняют словарь названиями предметов, с которыми они сталкиваются и взаимодействуют (кухонная утварь, мебель, одежда, обувь).

3-й уровень. На этом этапе расширяется содержание словарной работы. Ребенка учат ориентироваться в пространстве.

Пополнение словарного запаса

Работа по формированию словарного запаса представляет собой многоэтапный процесс. Очень важно, чтобы он был последовательным. Опытный педагог самостоятельно поймет, когда ребенок готов к новому этапу.

Обучение детей с ДЦП проводится с применением ряда приемов, обеспечивающих эффективность в развитии связной речи. Занятия должны быть системными и комплексными. Они должны сочетаться с обобщением опыта разговорной речи детей. Совместные усилия логопедов и родителей дают потрясающие результаты.