Реабилитация детей с ДЦП: от чего зависит эффективность
Реабилитация детей с ДЦП – это длительный процесс с постоянно меняющимися задачами. Цели растут вместе с ребенком. Вылечить церебральный паралич, к сожалению, нельзя. Однако реабилитация поможет свести к минимуму последствия поражения мозга, чтобы ребенок, вырастая, стал самостоятельным (насколько это возможно).
Чтобы оценить эффективность реабилитации, необходимо ответить на вопрос: «Появилась ли возможность выполнять те или иные действия или нет?» В результате медицинских манипуляций и процедур может отмечаться улучшение состояния мышечной системы, увеличение объема движений в суставах и т.д. Однако, если это не приводит к появлению новых двигательных навыков, можно говорить об улучшении функций организма, но не об эффективности реабилитации.
Какие факторы влияют на результаты реабилитации?
Команда
В реабилитации принимают участие различные специалисты (педиатр, невролог, ортопед, физиотерапевт, эрготерапевт, психолог, дефектолог и т.д.). Все они должны стать единой командой, имеющей общее представление о проблеме ребенка и целях. Важно взаимопонимание. Каждый специалист должен иметь «контакт» с ребенком.
Выбор реабилитационных мероприятий
Результат во многом зависит от того, насколько правильно поставлены цели. Нужно учитывать потенциал ребенка. Цель должна быть достижимой. Да, возможность самостоятельно ходить – важный навык. Однако при тяжелых нарушениях это недостижимо. Кроме того, значение имеет частота, продолжить занятий, их организация. В арсенале сотрудников центров реабилитации детей с ДЦП: функциональная терапия, физическая терапия, орто-хирургическое лечение, консервативное ортопедическое лечение и многое другое.
Медицинские проблемы ребенка
Высокая степень повреждения мозга, наличие эпилепсии, проблемы со зрением и слухом, заметная задержка психического развития, наличие контрактур и вывихов суставов могут существенно повлиять на потенциально возможные результаты. Подбор метода реабилитации должен основываться на возрасте ребенка и оценке степени тяжести двигательных нарушений по шкале GMFCS.
Личность ребенка
Приоритеты в реабилитации изменяются с возрастом ребенка. Если в отношении маленьких детей усилия фокусируются на развитии мобильности, то потом фокус смещается в сторону коммуникации с окружающим миром и совершенствования навыков обычной жизни. Нельзя, чтобы реабилитация воспринималась как повинность, ведь ее результаты зависят от мотивированности.
Поддержка семьиОт того, насколько навык, выработанный в ходе занятий, будет интегрироваться в повседневную жизнь, зависит степень овладения им. Имеют значение и ресурсы семьи (не только финансовые, но и объем времени, который родители могут посвятить ребенку), и организация домашней обстановки, готовность родителей предоставить ребенку доступную самостоятельность.