Формы речевых нарушений при ДЦП
Детский церебральный паралич – это патология, при которой наблюдаются типичные расстройства двигательной сферы, а также задержка психоречевого развития. Их степень устанавливают в процессе обследования ребенка с ДЦП. Данные особенности развития обусловлены наличием повреждения локальных структур коры головного мозга, они могут иметь разную степень и локацию.
Диагностика речи с ДЦП позволяет зафиксировать речевые нарушения у детей с этим заболеванием в 80% случаев. Кроме того, значение имеет наличие моторных дисфункций в периферическом артикуляционном аппарате. Дело в том, что в случае наличия этого диагноза у детей наблюдается очень медленный процесс пополнения словарного запаса. Также наблюдаются проблемы с дикцией, разобрать отдельные слова просто невозможно. Наиболее часто, по мнению отечественных и иностранных исследователей, при детском церебральном параличе основным речевым нарушением является дизартрия.
Что такое дизартрии при ДЦП
Дизартрия развивается практически во всех случаях, когда имеется диагноз ДЦП. Это расстройство речи, которое проявляется в затруднительном произношении или искажении некоторых звуков. В своей практике логопеды используют и другие варианты заключений:
- нартрия. Чаще всего это полное отсутствие речи. Ребенок не в состоянии произносить звуки. При этом присутствуют ярко выраженные центральные речедвигательные синдромы;
- алалия. Речь отсутствует или просто не развита. Причиной может служить органическое поражение речевой зоны в коре головного мозга еще на этапе внутриутробного развития, или на этапе раннего развития ребенка;
- дизартрия. Форма речевой патологии при ДЦП является нарушением в произношении. Основным признаком является недостаточность иннервации речевой мускулатуры;
- дислексия или дисграфия. В первом случае это нарушение письменной речи, а во втором недостаточное развитие устной.
Согласно исследованиям, около 75% детей с ДЦП имеет дефекты произношения. В 95% случаев эти нарушения связаны с различными формами и степенями дизартрических расстройств. При таком диагнозе особенностью нарушений звукопроизношения является увеличение мышечного тонуса в артикуляционных мышцах и усиление дизартрических нарушений при любых активных движениях речевого аппарата.
Коррекция нарушений речи при ДЦП
Звукопроизношение у детей с ДЦП страдает практически всегда, но в случае ответственного подхода к состоянию ребенка его можно скорректировать и значительно улучшить. Для достижения поставленной цели необходима согласованная деятельность психоневролога, невропатолога, психолога, логопеда, педагога. Во многом ответственность ложится и на родителей.
В качестве медикаментозной терапии используют ноотропы, нейролептики. Таким образом удается достичь выраженного результата в сочетании с психосоматической коррекцией и семейной психотерапией. Однако начинать работу всегда стоит с обследования ребенка с ДЦП.