Формы речевых нарушений при ДЦП
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/74d/1170_600_2/2z23xpt3fujhmscmycu3ihuva929sh4k.jpg)
Детский церебральный паралич – это патология, при которой наблюдаются типичные расстройства двигательной сферы, а также задержка психоречевого развития. Их степень устанавливают в процессе обследования ребенка с ДЦП. Данные особенности развития обусловлены наличием повреждения локальных структур коры головного мозга, они могут иметь разную степень и локацию.
Диагностика речи с ДЦП позволяет зафиксировать речевые нарушения у детей с этим заболеванием в 80% случаев. Кроме того, значение имеет наличие моторных дисфункций в периферическом артикуляционном аппарате. Дело в том, что в случае наличия этого диагноза у детей наблюдается очень медленный процесс пополнения словарного запаса. Также наблюдаются проблемы с дикцией, разобрать отдельные слова просто невозможно. Наиболее часто, по мнению отечественных и иностранных исследователей, при детском церебральном параличе основным речевым нарушением является дизартрия.
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/d9c/600_600_1/2ymw2b02egzhx6ft21px9g63zyz4o3xr.jpg)
Что такое дизартрии при ДЦП
Дизартрия развивается практически во всех случаях, когда имеется диагноз ДЦП. Это расстройство речи, которое проявляется в затруднительном произношении или искажении некоторых звуков. В своей практике логопеды используют и другие варианты заключений:
- нартрия. Чаще всего это полное отсутствие речи. Ребенок не в состоянии произносить звуки. При этом присутствуют ярко выраженные центральные речедвигательные синдромы;
- алалия. Речь отсутствует или просто не развита. Причиной может служить органическое поражение речевой зоны в коре головного мозга еще на этапе внутриутробного развития, или на этапе раннего развития ребенка;
- дизартрия. Форма речевой патологии при ДЦП является нарушением в произношении. Основным признаком является недостаточность иннервации речевой мускулатуры;
- дислексия или дисграфия. В первом случае это нарушение письменной речи, а во втором недостаточное развитие устной.
Согласно исследованиям, около 75% детей с ДЦП имеет дефекты произношения. В 95% случаев эти нарушения связаны с различными формами и степенями дизартрических расстройств. При таком диагнозе особенностью нарушений звукопроизношения является увеличение мышечного тонуса в артикуляционных мышцах и усиление дизартрических нарушений при любых активных движениях речевого аппарата.
Коррекция нарушений речи при ДЦП
Звукопроизношение у детей с ДЦП страдает практически всегда, но в случае ответственного подхода к состоянию ребенка его можно скорректировать и значительно улучшить. Для достижения поставленной цели необходима согласованная деятельность психоневролога, невропатолога, психолога, логопеда, педагога. Во многом ответственность ложится и на родителей.
В качестве медикаментозной терапии используют ноотропы, нейролептики. Таким образом удается достичь выраженного результата в сочетании с психосоматической коррекцией и семейной психотерапией. Однако начинать работу всегда стоит с обследования ребенка с ДЦП.