Основные направления коррекционной работы при ДЦП
Реабилитация при детском церебральном параличе - сложный процесс, зависящий от тяжести состояния и сохранившихся способностей ребенка. Здесь принимает участие целый ряд специалистов: врачи, психологи, педагоги и другие. Отдельная профессия, объединяющая все обязанности перечисленных - дефектолог. Он решает проблемы, связанные с ликвидацией последствий патологии, помогает человеку адаптироваться в обществе.
Как проходят занятия дефектолога с детьми с ДЦП? В каких направлениях ведется работа и какой результат она приносит?
Основные принципы и направления коррекции
Занимающиеся реабилитацией детей с ДЦП специалисты проводят свою работу в нескольких направлениях:
- медицинская помощь;
- психологическое сопровождение;
- социальная адаптация;
- обучение - как базовое, так и профессиональное.
Медицинская помощь включает в себя занятия лечебной физкультурой, физиотерапией, иногда - назначение лекарств. Также приобретаются предметы, облегчающие ходьбу и движения в целом (ортезы, специальная обувь).
О принципах работы
Первый принцип, которым руководствуются специалисты по реабилитации детей с ДЦП - комплексный подход. Он помогает облегчить физическое состояние, развить речь, простимулировать моторику (движения), получить необходимые знания и умения. Если необходимо, дефектологи принимают меры по предупреждению осложнений, дополнительных нарушений.
Второй - начать медицинское и психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ДЦП как можно раньше. Если этого не сделать, функции, вначале сохранявшиеся, могут быть утрачены. Чтобы избежать их утери, необходимо обратиться к дефектологу при первой постановке диагноза. Чаще всего консультации назначаются в возрасте 3-4 лет.
Недостаток такого подхода - в том, что план реабилитации предусматривает исправление проявившихся дефектов. Оптимальная же цель - предупредить появление новых. Чем раньше выявлены недостатки, тем легче помешать их усугублению. Начиная работать с ребенком во младенческом возрасте, до первых шагов и формирования речи, специалист сводит к минимуму ограничения в этих областях.
Третий принцип - ориентация на основной вид деятельности. Все этапы коррекционной работы с ребенком с ДЦП планируются исходя из того, чем дети в основном занимаются в определенном возрасте. До года упор делается на общение доступными способами с членами семьи, в дошкольный период - на игры, позднее - на учебу.
Большую роль для специалиста играет взаимодействие не только с самим ребенком, но и с его семьей. Это помогает понять, как протекает его жизнь вне курсов реабилитации, какое влияние оказывают родственники. Главное, что необходимо узнать - как организовано воспитание и свободное время.
Важно, чтобы родители содействовали сыну или дочери в обучении, восстановлении либо приобретении навыков. Если дети не могут посещать школу - следует организовать им домашние занятия. Преподаватели приходят лично или связываются по интернету.
О направлениях работы в разные периоды
В дошкольном возрасте требуется сделать упор на такие направления, как:
- формирование слухового восприятия у детей с ДЦП;
- развитие памяти, внимания, других проявлений интеллекта;
- обучение общению разными способами: эмоционально, с помощью игр, позже - речи;
- помощь в овладении навыками чтения и письма;
- поощрение всех проявлений самообслуживания, самостоятельности.
План работы составляется исходя из того, в каком возрасте ребенок попадает в поле зрения специалиста и в каком находится сейчас. Когда приходит время идти в школу, к вышеперечисленному добавляется развитие представлений, связанных с различными учебными дисциплинами (математических, географических и т.д.).
Реабилитация и коррекция при ДЦП - комплекс мероприятий, направленных на все сферы жизни. При этом нужно не только поддерживать имеющиеся навыки, но и восстанавливать утраченные либо отсутствовавшие с рождения.
Для получения устойчивого результата следует разработать план занятий и строго ему следовать. Они должны проходить регулярно и достаточно часто.