Особенности адаптивной образовательной программы для детей с ДЦП
Обучение детей с ДЦП проводится по специальной программе, в которой учтена специфика данной патологии — нарушения опорно-двигательного аппарата. Это не прогрессирующее заболевание. Однако, если ребенку не организовать специальных занятий, его состояние с течением времени может усугубиться. В связи с этим для образовательных учреждений была разработана специальная адаптивная программа, помогающая нивелировать негативные последствия ДЦП.
В чем особенности программы
Главная цель адаптивной программы — обеспечить детям с ДЦП всестороннее развитие и позитивную социализацию. Особенности учебного плана обусловлены спецификой двигательных нарушений у больного ребенка. Вместе с тем учитываются отличия психического развития. Образовательный процесс строится на основе алгоритмов адаптивной программы с учетом содержания и структуры стандартных учебных процессов.
При обучении детей с ДЦП используют ряд дисциплинарных правил:
- непрерывность развивающего и коррекционного процессов;
- введение дополнительных разделов на базе программы для здоровых детей;
- индивидуализация обучения;
- использование особых методов и средств в ходе занятий;
- обеспечение адаптированного рабочего места;
- обеспечение своевременной помощи при чрезвычайных обстоятельствах.
Коррекционные работы, проводимые на постоянной основе, включают в себя несколько программ:
- медицинская коррекция;
- корректировка познавательных процессов;
- исправление эмоциональных нарушений;
- коррекция социально-психологических проблем;
- исправление нарушений речи, чтения и письма.
Выделяют четыре основных формы ДЦП: спастическая, атактическая, дискинетическая и смешанная. То есть степень нарушений сильно варьируется. В связи с этим были разработаны разные программы, где учтены возможности каждого ребенка.
Кроме того, в зависимости от степени нарушений могут потребоваться специальные технические средства и приспособления. Важно, чтобы они подходили ребенку.
Варианты обучающих программ
Для детей с ДЦП предназначено четыре варианта курсов, регламентируемых Федеральными образовательными стандартами для обучающихся с ограниченными возможностями. При обучении детей с ДЦП используют программы, актуальные для НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата). В Федеральном стандарте эти варианты занимают шестую позицию, что отражено в названии.
Вариант 6.1. Программа, приближенная к стандартной форме обучения. Она адресована тем детям, которые достигли нужного уровня знаний и имеют достаточный положительный опыт общения со сверстниками. Здесь предусмотрена организация рабочего места в соответствии с ограниченными возможностями ребенка на физическом уровне.
Вариант 6.2. Программа предусмотрена для детей с задержкой психического развития легкой степени, протекающей на фоне ДЦП.
Вариант 6.3. Программа для детей с ДЦП, у которых слабо выявлены признаки умственной отсталости.
Вариант 6.4. Программа, предназначенная для детей с ДЦП, сопровождающимся множественными нарушениями глубокой степени тяжести: двигательные, умственные и соматические расстройства.
Для реализации данных программ создают специальные корректирующие классы и разрабатывают индивидуальный учебный план, который выступает здесь в роли основного механизма.