8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных
8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных

Особенности внимания детей с ДЦП

внимание детей с дцп

Разнообразные расстройства внимания у детей с ДЦП встречаются довольно часто. Симптоматика болезни не исчерпывается только нарушением функций опорно-двигательного аппарата с недостаточностью развития мышц и скелета.

Расстройство внимания существенно ухудшает способность малыша с ДЦП воспринимать и перерабатывать информацию. Оно негативно отражается на состоянии его интеллекта. Выясним, каким образом проявляются у ребенка расстройства внимания. Рассмотрим, какие методики помогут улучшить ситуацию.

Подпишитесь на нашу рассылку

Чтобы быть в курсе наших последних новостей, получать рекомендации и информацию о полезных статьях

Нарушения внимания, характерные для ДЦП

Этим термином называют непроизвольную или произвольную способность психики, которая помогает человеку сосредоточивать свою деятельность на конкретном воспринимаемом объекте. Существуют некоторые особенности внимания у детей с ДЦП. У них отмечается комплекс отклонений от нормы, для которого типично:

  • повышение психической истощаемости;
  • высокая утомляемость;
  • снижение работоспособности.

Детям, страдающим ДЦП, трудно сосредоточиться на выполнении задания. У их скоро появляется раздражительность, они быстро становятся вялыми в процессе любой деятельности. При детском церебральном параличе выделяют две основных формы нарушения внимания:

  • модально-неспецифическая – она возникает при поражении неспецифических срединных мозговых структур мозга, для нее типично повышение истощаемости внимания, сужение его объема и ослабление концентрации;
  • модально-специфическая – у больного нарушено узнавание определенных объектов, она возникает из-за изменений в корковых зонах анализаторов, расстройство не связано с нарушением восприятия.

Развитие внимание ребенка с ДЦП – непростой процесс, требующий терпения со стороны родителей. Для знакомства с эффективными методиками рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. Кроме того, для ухода за ребенком с ДЦП, его передвижения могут потребоваться специальные технические средства и приспособления.

особенности внимания детей с ДЦП

Снижение внимания связывают не только с повреждением корковых и подкорковых структур мозга, но и с нарушением функции зрительного анализатора. Ребенку трудно фиксировать взор. У него недостаточный уровень слежения глазами за предметом, ограничены поля зрения, присутствует нистагм.

У малышей с ДЦП расстройству внимания сопутствует нарушение нормального восприятия. Ребенок не в состоянии произвести правильную оценку предмета или действия. Его сознание на основе неполной информации создает ошибочные образы.

У маленьких пациентов с ДЦП наблюдается задержка всех показателей внимания. Еще отмечается их качественное расстройство в виде нарушения следующих его характеристик:

  • избирательность;
  • концентрация;
  • скорость переключения;
  • устойчивость;
  • распределение.

В процессе письма дети пропускают буквы, цифры и строчки. У них неравномерная кривая работоспособности. Малыши застревают на отдельных видах деятельности. Это связывают с инертностью течения психических процессов.

Существенные затруднения возникают в ходе развития произвольного внимания. Ребенок иногда из-за этих нарушений не выполняет даже элементарные целенаправленные действия. Отмечается недостаточность произвольного внимания, что связано с расстройством начальной фазы познавательного акта. У малыша страдает процесс выбора и сосредоточенности при обработке информации.

Неустойчивость внимания снижает продуктивность деятельности. Детям с ДЦП трудно выполнять задания, которые требуют постоянного самоконтроля. Ребенок продуктивно работает не более 15 минут, затем он отключается на какое-то время. Ему нужно накопить силы для включения в следующий рабочий цикл.

Малыш в этот момент выпадает из деятельности и занимается другими делами. Когда его силы восстановятся, он снова приступает к продуктивной работе. Одним детям из-за возникшей проблемы сложно начать выполнение задания, другие – не могут сконцентрироваться, чтобы сделать его до конца.

Какие приемы помогают улучшить внимание

Чтобы поддержать у ребенка устойчивость и концентрацию внимания, соблюдают несколько условий. Он должен отчетливо понимать выполняемую задачу. Его заинтересовывают результатом работы.

Малышу создают благоприятные условия для деятельности и исключают воздействие посторонних раздражителей. Работу проводят в одно и то же время, в постоянном месте. В порядке содержат используемые принадлежности, а рабочий процесс четко структурируют.

Чтобы сконцентрировать внимание ребенка, рекомендуют использовать памятки по конкретным видам деятельности (работе с книгой и т.д.). Для его улучшения применяют специальные игры и упражнения. У детей воспитывают наблюдательность.

У малышей с ДЦП имеются трудности в формировании всех элементов познавательного процесса, к которым относят внимание. Им требуется организация занятий по специальным программам, чтобы они стали полноценной частью общества.