8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных
8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных

Психическое развитие ребенка с ДЦП: о чем нужно знать

психологическое развитие ребенка с ДЦП

Психическое развитие детей с ДЦП имеет свои особенности, связанные со специфическими отклонениями. Механизм и степень нарушений зависит от локализации очага поражения и возраста ребенка. Психологическое развитие, как правило, затрудняется сразу несколькими факторами: когнитивные нарушения, утомляемость.

Задержка интеллектуального развития, которая становится очевидной на 2-3 году жизни малыша, является наиболее часто встречающейся формой при ДЦП. Четкая взаимосвязь между внешними проявлениями болезни и глубиной поражений мозга отсутствует. То есть остаточные явления болезни могут сочетаться с недоразвитием всей психики в целом или ее отдельных функций, а тяжелые поражения двигательного аппарата – сопровождаться лишь легкими отклонениями в развитии.

Проблемы с опорно-двигательным аппаратом требует специальных технических средств. Важен правильный подбор, чтобы исключить вероятность физического и психологического дискомфорта.

Проявление психических нарушений

У детей с ДЦП часто можно наблюдать такие отклонения:

  •   снижение концентрации внимания;
  •   замедленность реакций;
  •   трудности с переключением на иные виды деятельности;
  •   ухудшение памяти, в т.ч. механической;
  •   отсутствие интереса к занятиям и др.

Быстрая утомляемость, характерная для детей, больных этим заболеванием, снижает их умственную работоспособность.

Факторы, негативно влияющие на психическое развитие

Негативно повлиять на ситуацию может присоединение к двигательным нарушениям, расстройствам мышечно-суставных и тактильных ощущений проблем со слухом и зрением. Такое «сочетание» существенно ограничивает поступление информации в мозг ребенка и тормозит его психическое и интеллектуальное развитие. Мотивация к какой-либо деятельности снижается, возникают страхи, связанные с общением с людьми и даже передвижением. Ребенок стремится ограничить социальные контакты до минимума.

Особенности психического развития ДЦП оказывают влияние и на эмоционально-волевую сферу. У одних они проявляются застенчивостью и заторможенностью эмоций, а у других, напротив, повышенной раздражительностью и возбудимостью. Часто у детей наблюдается склонность к смене настроений в сочетании с инертностью эмоциональных реакций. Все вышеназванные проявления накладывают определенный отпечаток на структуру личности.

Еще больше полезной информации в наших статьях. Чтобы не пропустить, подпишитесь на рассылку.

Подпишитесь на нашу рассылку

Чтобы быть в курсе наших последних новостей, получать рекомендации и информацию о полезных статьях

психическое развитие при дцп

Обучение при ДЦП

Нередко у детей возникают сложности с абстрактным и пространственным мышлением. Когнитивные нарушения часто становятся причиной появления трудностей при освоении счета и письма. Испытывая трудности с устной речью, ребенок сталкивается со сложностями в общении с окружающими и сверстниками.

Далеко не все дети могут обучаться в школе вместе со здоровыми сверстниками. Большинство из них нуждается в индивидуальной программе под руководством опытных педагогов. И только после получения и освоения важных навыков ребенок может посещать обычное учебное заведение.

Выводы

Психическое развитие при ДЦП в большой степени зависит не только от детского психолога и логопеда, но и от самих родителей. Эффективная терапия должна проводиться в комплексе, когда прием медицинских препаратов сочетается с проведением регулярных занятий по тренировке моторики пальцев, музыкотерапии и т.д. 

Только любовь и терпение родителей может обеспечить разностороннее развитие ребенка и формирование социально адаптированной личности. В тесном взаимодействии со специалистами можно достигать больших успехов в психическом развитии детей с ДЦП.