Особенности дизартрии у детей с церебральным параличом
Родовые травмы и воспалительные поражения головного мозга в младенчестве зачастую приводят к серьезным неврологическим патологиям, диагностируемым как дизартрические расстройства при ДЦП. Они выражаются в нарушении моторики различной степени тяжести. Внешние проявления дизартрии могут стать причиной для направления ребенка во вспомогательные или специальные учебные учреждения даже при нормальном развитии интеллекта.
Формы дизартрии у детей с ДЦП
Детская дизартрия при ДЦП обычно представлена псевдобульбарной формой. Чаще всего ее диагностируют детям, у которых синдром ДЦП развился до 2 лет. Псевдобульбарная дизартрия характеризуется сложным патогенезом – ей присущи спастические параличи мышц речевого аппарата, экстрапирамидные дефекты мышечного тонуса и иные двигательные нарушения.
Псевдобульбарная дизартрия у детей с ДЦП может выражаться в следующих формах:
- паралитическая;
- спастическая;
- гиперкинетическая;
- смешанная;
- стертая.
Наиболее распространена смешанная форма, при которой у ребенка проявляются одновременно спастические, паралитические и гиперкинетические симптомы. Каждый из них может различаться степенью тяжести. В процессе определения, есть ли у ребенка дизартрия при ДЦП и какая именно ее форма выражена наиболее сильно, специалисты отмечают неодинаковое поражение мышц.
Внешние проявления дизартрии при ДЦП
Зачастую дизартрия у детей с церебральным параличом затрагивает мышцы в верхней части лица. Это выражается в отсутствии моторики глаз и бровей, из-за чего лицо обретает неподвижный и маскообразный вид.
Также при подобных нарушениях ребенок выглядит неловким и неуклюжим. При этом одна сторона их тела функционирует хуже другой. В особенности дизартрии у детей с церебральным параличом входит неполноценность и других функций, не связанных с речью – ребенку плохо дается пережевывание и глотание пищи, он не способен задерживать слюну.
Развитие речи также проходит неправильно. У детей с дизартрией отсутствует стадия лепета – понимая окружающих, они обычно молчат до 2-5 лет. В дальнейшем их речь развивается и вполне может достичь нормального уровня по полноте изъяснения, словарному запасу и построению фраз.
В целом, из-за моторных и речевых нарушений дети существенно отличаются по характеру и общему развитию. Они кажутся застенчивыми и необщительными, не контактируют со сверстниками, имеют проблемы с самообслуживанием. Несмотря на постепенное улучшение, их произношение так и остается отстающим в плане темпа, ритма и интонации.