Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Скоординированные точные движения кистей, пальцев рук и ног осуществляются за счет взаимодействия мышечной, костной и нервной системы, а зачастую и зрительной. У детей с ДЦП моторика страдает неизбежно, требуя специального развития.
Необходимость развития моторики
Проекция кистей – весьма значительная часть двигательной зоны коры головного мозга (около трети). То есть от степени ее развитости зависит формирование движений в целом. Следовательно, отработка мелких пальцевых движений способствует тому, что моторика детей с ДЦП в общем плане развивается более успешно.
Распространенная ошибка родителей – чрезмерная опека ребенка. Они должны понимать, что сыну или дочери придется с этим жить и не всегда мама и папа будут рядом, а значит, необходимо как можно раньше обучить навыкам самообслуживания, в формировании которых мелкая моторика играет важнейшую роль.
Она имеет еще один значимый аспект. Корковое представительство кистей рук непосредственно связано с речевой зоной. По этой причине ее регулярная стимуляция благотворно отражается на речевых функциях и их развитии, что имеет большое значение, учитывая, что они при детском церебральном параличе тоже страдают.
Чрезмерно опекать ребенка с ДЦП не стоит, но создавать условия, способствующие развитию и полноценной жизни, необходимо. В этом помогут специальные приспособления и технические средства.
Основные принципы
Чтобы развитие мелкой моторики детей с ДЦП было эффективным, в занятиях нужно придерживаться определенных правил:
- регулярность;
- учет сохранных и нарушенных функций;
- щадящий режим;
- удобный темп выполнения.
Заниматься следует ежедневно, несколько раз. Принуждать ребенка к этому не нужно, такая тренировка все равно не принесет пользы. Чтобы ему было интересно, превратите занятие в игру. При выборе упражнений нужно придерживаться рекомендаций врача-невролога, коррекционного педагога и других специалистов, которые работают с ребенком на постоянной основе. Они учитывают, какие функции сохранены, а какие нарушены. Это позволяет выстроить такой комплекс движений, которые, с одной стороны, доступны ребенку, с другой стороны, стимулируют развитие.
Коррекционная педагогика в настоящее время развивается достаточно быстро. Подписавшись на нашу рассылку, вы будете своевременно узнавать о новых методиках, способствующих развитию детей с ДЦП.
Приемы развития
Чтобы у детей с ДЦП мелкая моторика развивалась успешно, необходимо сочетать различные приемы:
- массирование пальцев и кистей;
- гимнастика;
- игры пальчиковые.
Массировать следует тыльную сторону, ладони, пальцы, причем важно обучить этому ребенка, чтобы он мог делать самомассаж.
Гимнастика включает разнообразные движения: постучать кистью по столу, погладить одной ладонью другую, встряхивать кисти, опираясь на локти. Следующий этап – целенаправленные движения: согнуть пальцы, погрозить пальцем, указать и т.п. В дальнейшем движения усложняются: коснуться большим пальцем всех прочих поочередно, «бегать» пальцами по столу, делать «козу» и т.д.
Для пальчиковых игр используется разнообразный предметный материал: пластилин, пуговицы, крупа, мячики, счетные палочки, шнуровка, мозаика. Степень сложности наращивается постепенно.