8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных
8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных

Обучение рисованию детей с ДЦП

рисование дцп

 Изотерапия – одно из направлений комплексной реабилитации детей с ДЦП. Справедливо ожидаемые результаты от занятий рисованием следующие:

  •   снятие страха перед физическими действиями;
  •   развитие мелкой моторики;
  •   стимулирование мыслительной активности, образности;
  •   повышение зрительной координации;
  •   создание хорошего настроения;
  •   обогащение знаний об окружающем мире;
  •   формирование чувства успешности;
  •   устранение ощущения одиночества и разобщенности со средой.

У некоторых детей происходит раскрытие художественного таланта, которое определяет их жизненное предназначение. Другие находят в рисовании выход переживаниям. Но главная цель изотерапии – обеспечить психологическое здоровье ребенка посредством знакомства с изобразительным искусством.

Хотите узнать больше о новых методиках реабилитации и другую полезную информацию? Подпишитесь на нашу рассылку.

Подпишитесь на нашу рассылку

Чтобы быть в курсе наших последних новостей, получать рекомендации и информацию о полезных статьях

Трудности обучения

Научить ребенка с диагнозом ДЦП общепринятыми способами нельзя. Первоначально на занятиях дети сталкиваются со сложностями. Они индивидуальны для каждого, но обобщенное наблюдение специалистов выявляет несколько характерных проблем.

Ребенок умеет только отрывисто и хаотично черкать, неспособен провести длинную прямую линию или соединить части одного изображения. Часто не воспринимает плоскость листа, его границы, пытается рисовать за пределами бумаги. При удержании карандаша дети с ДЦП испытывают сильный тонус пальцев или, наоборот, слабость в кистях рук.

В некоторых случаях продуктивно упражняться мешают проблемы со зрением, речью, интеллектом. Поэтому существуют специальные методики обучения рисованию детей с ДЦП. Представляем наиболее простые и эффективные.

изотерапия дцп

Секреты творческого подхода

Основным элементом изотерапии является укрепление моторики рук. Перед началом занятий необходимо провести пятиминутку со специальными тренировками, чтобы снять тонус, усталость мышц: пальцевую гимнастику, тактильные упражнения. Далее можно приступать к простейшим изображениям. Только не с помощью карандашей.

Для ребят с ДЦП держать карандаш, фломастер или кисточку в руке очень трудно. Начать необходимо с рисования ладонями. Опустите руку ребенка в краску или сами намажьте тыльную сторону ладони цветом. Пусть маленький человек для начала оставит на листе радужный след своей ладошки.

Затем попробуйте порисовать пальчиками, потом – одним указательным пальцем. Это задание не оставит равнодушным никого, оно сопровождается тактильными ощущениями. Эмоции от прикосновения к краске и бумаге принесут свои впечатления в копилку знаний. Можно предложить для усиления эффекта фактурную бумагу.

Замечательный способ – рисование подручными средствами. Вместо карандаша можно использовать смятый комок бумаги, толстый ластик, зубную щетку. Перед тем, как приступить к рисованию, поговорите с ребенком о том, что планируете изобразить. Если это, например, солнышко, расскажите о нем, посмотрите в окно или выйдите на улицу. Движением руки в воздухе покажите, как рисуется солнце. Когда ребенок повторит жест, попросите перенести его на бумагу. Так, шаг за шагом получится рисунок.

Для мелкой моторики и развития образности мышления полезна техника рисования пластилином. Взрослый сам или с помощью трафарета рисует простым карандашом, например, рыбку, крупно, на весь лист, и дает ребенку разноцветный пластилин. Хорошо, если малыш сам сможет отрывать маленькие кусочки материала. Кусочки необходимо надавливающими движениями размазывать в пределах контура рисунка. Надавите на палец малыша, сделайте первые мазки вместе, затем пусть попытается самостоятельно.

Методика монотипии раскрывает новые впечатления, позитивно удивляет и вызывает желание повторить результат в новом варианте. Необходимо взять гладкий водонепроницаемый материал, например, прорезиненную бумагу, пленку, кальку и разделить его на две равные половины или сложить пополам, не разрезая. На одной выполнить влажный рисунок гуашью или акварелью и приложить к нему вторую половину лицевой стороной внутрь. Через несколько секунд рассоединить половинки. Получится два зеркальных рисунка. Этот эффект вызовет радость, восхищений, интерес к окружающему, что крайне полезно для детей.

Изотерапия – отличное дополнение к музыкальным занятиям, иппотерапии и другим методам реабилитации детей с ДЦП. Комплексный подход поможет получить хорошие результаты. Также важно подобрать правильные технические средства реабилитации.