Особенности коммуникации детей с ДЦП
Обучение навыкам общения людей с ДЦП, а также коррекция речевых нарушений в детском возрасте имеет огромное значение. Разнообразные двигательные расстройства затрудняют налаживание контактов с окружающими. Сложившаяся ситуация не лучшим образом влияет на развитие.
Если не скорректировать индивидуальные нарушения коммуникации, у человека сформируются негативные черты характера. В будущем у него появятся разнообразные поведенческие нарушения и разовьется острое чувство собственной неполноценности. Рассмотрим, как проявляются особенности общения с ДЦП, какие факторы способствуют развитию нарушений.
Особенности коммуникационных нарушений у детей, страдающих ДЦП
Общением называют процесс взаимодействия двух и более индивидуумов, которое направлено на обмен информацией. Оно служит объединению и согласованию усилий, чтобы достигнуть желаемого. Полноценное общение необходимо, чтобы налаживать отношения между людьми. При церебральном параличе значительная часть расстройств коммуникации возникает из-за нарушений речи, в структуре дефекта у детей их частота составляет примерно 80 %.
У ребенка, страдающего церебральным параличом, формирование коммуникативных навыков происходит неравномерно в сравнении с нормой. У детей к трем годам развиваются потребности в коммуникации. Средства, которые ее обеспечивают, отстают. Расстройство функции артикуляционного аппарата и нарушение координации движений негативным образом отражается на процессе формирования общения у детей с ДЦП
Еще отрицательно сказываются на способности к коммуникации трудности в выражении своих эмоций. Малыши с ДЦП ведут себя пассивно. Они не хотят сотрудничать со взрослыми. Дети не стремятся к общению по своей инициативе. Они устанавливают контакт, только когда их настойчиво побуждают. Ребята не хотят участвовать в совместных играх.
Между тем коммуникация важна. Родители должны способствовать общению ребенка с другими детьми. Это можно делать на прогулках, реабилитационных и других мероприятиях. Для комфортного и безопасного передвижения, как правила, требуются специальные технические средства. Важно, чтобы они были правильно выбраны.
Причины развития коммуникационных нарушений при ДЦП
При церебральном параличе у малышей выделяют следующие причины возникновения коммуникативных расстройств:
- двигательные нарушения;
- расстройство функционирования зон в головном мозге, связанных с речью;
- трудности эмоционального характера;
- комплексы из-за наличия физических дефектов;
- отсутствие возможности общаться с окружающими из-за длительной госпитализации.
Основную роль в механизме формирования речевых нарушений занимает при детском церебральном параличе двигательная патология. Она ограничивает возможность передвижения и познавательную активность малыша.
Нарушение функционирования мышц лица и гортани, отвечающих за артикуляторные движения, голосообразование затрудняет становление речи. Расстройства дыхания препятствуют формированию речевых способностей. У ребенка возникают трудности с правильным произношением почти всех групп звуков, что делает его речь нечеткой и малопонятной окружающим.
Мышечная дистония и гипертонус создают препятствия для согласованной работы, голосообразующих и дыхательных мышц. Это проявляется в появлении скандированной речи. У ребенка присутствует множество речевых запинок.
Еще процесс общения у детей с ДЦП затрудняет ослабление когнитивной деятельности, а также отсутствие опыта активной коммуникации. Нарушения движений у больных затрудняют и невербальный компонент общения. Когда ребенок не сопровождает свою речь жестами, которые понятны окружающим, усложняется передача информации.
Основным элементом общения служит коммуникативная речь. Работа по ее улучшению имеет первостепенное значение в тренировке навыков коммуникации. Адаптационную стратегию для коррекции расстройств специалисты разрабатывают исходя из особенностей поражения речевого аппарата и сопутствующих симптомов заболевания.
Коррекцию дефектов речи выполняют логопеды. Они работу с малышом строят в индивидуальном порядке. Специалисты действуют совместно с врачом неврологом и психологом, ориентируясь на составленную для пациента программу лечения.