Применение тренажера Гросса в реабилитации детей с ДЦП
Тренажер Гросса для детей с ДЦП используется для выполнения различных упражнений. Он представляет собой сидение с тросами и креплениями, которые фиксируются к потолку или другой опоре на такой высоте, чтобы ребенок, находясь в тренажере, мог касаться пола ногами. Ремни и крепления поддерживают тело, создавая некую опору.
Какие навыки могут получить дети с ДЦП
Благодаря тренажеру Гросса для детей с ДЦП можно научиться:
- перемещаться без посторонней помощи. Во время занятий ребенок перебирает ножками, тренируя мышцы ног и таза. Это отличная профилактика проблем с суставами;
- крутиться вокруг своей оси. Ребенок сам учится регулирует количество оборотов. Он тренирует вестибулярный аппарат, развивает ориентацию в пространстве;
- упражняться на велотренажере. С помощью «страховки» Гросса ребенок с ДЦП может крутить педали. Упражнения на кардиотренажере задействуют практически все группы мышц;
- лазать по шведской стенке. Почему это приспособление часто используется для лечения ДЦП? Тренажер Гросса обеспечивает полную безопасность ребенку. Занимаясь на шведской стенке, он развивает ловкость, координацию, гибкость, все рефлексы. К тому же это отличный способ направить энергию ребенка в полезное русло.
Нельзя не сказать про то, что занятия приносят детям с ДЦП много радости. Это всегда интересно, разнообразно, поэтому можно рассчитывать на «всесторонний успех».
Тренажер Гросса не занимает много места, его можно легко установить и у себя дома. Таким образом ребенок получит возможность для тренировок не только в реабилитационных центрах, но и в домашних условиях вместе с родителями.
Занятия на тренажере Гросса
Упражнения для занятий детей с церебральным параличом делят на три группы:
- Общеразвивающие. Помогают поддерживать и укреплять физическую форму ребенка.
- Упражнения на формирование правильных рефлексов. Например, это правильная ходьба, двигательная активность рук, ног, умение хватать и удерживать предметы.
- Индивидуальные. Нацелены на улучшение здоровья конкретного ребенка с присущими ему проблемами.
- Регулярность и системность выполнения упражнений. Упражнения должны выполняться каждое занятие для закрепления полученного результата.
- Динамика и повышения уровня сложности. Задачи должны строиться таким образом, чтобы ребенок достигал прогресса. Очень желательно добавлять новые упражнения.
- Чередование упражнений с паузами для отдыха и регулировки дыхания. Обязательно нужно учитывать физическую подготовку ребенка, его настроение.
Занятия с применением тренажера Гросса рекомендовано проводить 2 раза в неделю. Их продолжительность должна составлять не более 45 минут. Они должны включать ходьбу, гимнастические упражнения, прыжки. Главная цель – развить или восстановить двигательные навыки, сделать ребенка более здоровым, физически крепким и выносливым. Однако важно понимать, что это только часть комплексной реабилитации, которая включает, в частности, ЛФК, массажи и правильный подбор технических средств реабилитации.
Занятие делится на три основные части:
- Вводная или разминочная. На этом этапе организм ребенка подготавливается к занятию. Обычно разминка включает в себя общеразвивающие физические базовые упражнения, которые разогревают мышцы, подготавливают суставы, чтобы избежать травм и болевых ощущений.
- Основная часть. Упражнения выполняются в основном в вертикальном положении. Они включают в себя движения головой, руками, ногами и туловищем. Упражнения задействуют большое количество групп мышц, включают работу с суставами, связками. Они направлены на развитие опорно-двигательной системы, обучению равновесия, устойчивости и контролю над собственным телом.
- Заключительная часть. Включает в себя растяжку и расслабление мышц. Этот этап нельзя исключать. После тренировки необходимо, чтобы мышцы расслабились для дальнейшего восстановления и укрепления.
Приведем примеры упражнений, которые чаще всего выполняют в основной части, используя тренажер Гросса:
Упражнение «Цапелька». Исходное положение – стоя на двух ногах. Необходимо поднять одну из них, согнуть в колене перед собой и удержать равновесие. Упражнение выполняется поочередно на обе ноги, руки находятся поясе.
Махи ногами. Исходное положение – стоя. Надо выполнить поднимание ног поочередно перед собой. Руки при этом надо немного отвести назад. Вернуться в исходное положение.
Упражнение «Ласточка». Исходное положение – стоя на двух ногах, руки в стороны. Туловище надо наклонить вперед, ногу отвести назад, удержав при этом равновесие. Вернуться в исходное положение.
Своим мнением по этой теме с нами поделилась Черкасова Наталья Анатольевна, педагог-дефектолог, реабилитолог: "Работу с «Тренажёром Гросса» приходилось наблюдать. Использования в работе также опыт имеется. Тренажёр облегчает вертикализацию, позволяет создать условия для безопасного развития координированной работы опорно-двигательного аппарата. Упражнения можно выполнять не только в вертикальном, но и в горизонтальном положении. Благодаря работе на тренажёре у ребёнка с ДЦП появляются способности к передвижению, удержанию позы, облегчается формирование и развитие речевых функций. Тренажёр позволяет в комфортных условиях обучать детей с параличами не только ходить, но и проводить коррекционные педагогические занятия. Применение при любых формах ДЦП. Меняется лишь система поддержек и тяг".