Важность физического воспитания в комплексной реабилитации детей с ДЦП

Повреждения в структурах мозга, возникающие на раннем этапе развития, нарушают движение, осанку, тонус мышц и способность управлять телом. При этом часть нейронов остается интактной. Это открывает возможности для восстановления за счет пластичности мозга.
Регулярные занятия помогают формировать двигательные навыки, тормозить патологические рефлексы, уменьшать спастику. Физкультура для ребенка-инвалида включает комплекс методик: от классической ЛФК до роботизированных тренажеров, иппотерапии и водных процедур.
Цели физического воспитания при ДЦП
Программа, в которую включена лечебная физкультура при ДЦП, решает несколько задач. Она:
- активизирует кровообращение и обмен веществ;
- формирует новые двигательные стереотипы;
- способствует координации движений и равновесию;
- уменьшает риск контрактур и сколиоза;
- укрепляет мышцы и развивает дыхание.
Это приводит к улучшению походки и большей самостоятельности в быту. Особенно эффективны упражнения в формате игры. Они способствуют эмоциональному вовлечению, развитию речи и внимания.
Структура физической реабилитации детей с ДЦП
Занятия выстраиваются поэтапно. Сначала – пассивная стимуляция (массаж и укладки), затем – активная гимнастика, подвижные игры, групповые тренировки. Основу составляют:
- индивидуальные упражнения под руководством инструктора;
- участие в адаптивной гимнастике;
- занятия в бассейне;
- роботизированную терапию.
Физическое развитие ребенка-инвалида требует особого подхода. Нагрузки увеличиваются постепенно, с учетом тяжести нарушений, возраста и эмоционального состояния. Психологическая поддержка обязательно включается в процесс.

Формы организации физкультуры для детей с ДЦП
Есть несколько форм:
- Индивидуальные занятия. Используются при тяжелых формах. Внимание уделяется пассивной разработке суставов, тренировке базовых двигательных функций и снятию спастичности. Применяются методики Войта, Бобат, кинезиотерапия.
- Групповые тренировки. Подходят детям с более легкими нарушениями. Здесь важна социализация, развитие соревновательного духа, коммуникативных навыков.
Разработка программы требует участия нескольких специалистов: невролога, реабилитолога, инструктора по ЛФК и психолога. Примерный список элементов, включаемых в занятия:
- упражнения на равновесие и координацию;
- плавание или водная гимнастика;
- элементы танцевальной терапии;
- использование рефлекторных методик;
- тренировка походки с опорой;
- занятия на тренажерах с БОС;
- упражнения с утяжелителями;
- дыхательная гимнастика.
Каждый из вышеперечисленных элементов направлен на определенную цель – улучшение тонуса, растяжку, укрепление спины или развитие ловкости. Без системности результата не будет. Дети-инвалиды физическое воспитание должны получать регулярно. И прерывать занятия нельзя, т.к. мышцы вновь потеряют эластичность, а движения станут скованными. Поэтому физическое развитие детей с ДЦП требует непрерывной работы.
Да, от вовлеченности родителей зависит, продолжит ли ребенок выполнять упражнения вне занятий. Инструкторы обучают мам и пап правильной технике, показывают, как сделать домашние упражнения интересными.
Что дает физическое воспитание кроме движения
Важно понимать, что физическое воспитание детей с ДЦП способствует:
- выработке уверенности в себе;
- снижению тревожности;
- развитию речи и внимания;
- формированию навыков общения;
- адаптации в коллективе.
То, что начинается как простое упражнение на растяжку, со временем перерастает в способность играть, сидеть за партой, общаться, учиться. И именно здесь появляются первые шаги к полноценной жизни.