Как научить писать ребенка с ДЦП
Ребенка с ДЦП научить писать сложно, снижение координации и слабость рук часто вызывают у него разочарование. Родители, учителя и опекуны могут сделать процесс менее напряженным с помощью веселых укрепляющих упражнений и заданий.
Письмо – навык, требующий силы рук, контроля мелких движений пальцев, зрительного понимания. Детский церебральный паралич негативно влияет на все эти области. Давайте рассмотрим, какие методики помогут в обучении.
Сила и мелкая моторика
- Слабая сила рук и отсутствие контроля мелкой моторики могут повлиять на обучение при церебральном параличе. Эти проблемы решаются с помощью:
- укрепляющих упражнений;
- тренировки мелкой моторики;
- использования различных поверхностей для письма.
Упражнения с резистивной замазкой выполняются для укрепления сцепления при сдавливании замазки до плоского состояния и придания ей формы шара. Зажатие пластилина между большим, указательным и средним пальцами укрепляет мышцы, используемые для удержания карандаша.
Правильная осанка
Если посадить ребенка правильно, снижается нагрузка на мышцы рук, улучшается контроль письма. Наклонная поверхность побуждает ребенка сидеть прямо, улучшая осанку. Стол, за которым будут писать дети с ДЦП, и стул подбираются, учитывая индивидуальные особенности будущего пользователя. Разрабатываются параметры по ширине и высоте. Определяется, какие приспособления лучше всего подойдут для закрепления ног, рук, в некоторых случаях плеч.
При выборе специальных технических средств важно консультироваться со специалистом. Каждый ребенок индивидуален, важно, чтобы ему было комфортно.
Принадлежности для письма
Письменными принадлежностями больших размеров легче управлять, чем обычными ручками и карандашами. Эти предметы можно купить или сделать дома, обернув пенопластом толщиной пять миллиметров вокруг изделия и закрепив его клейкой лентой. Резинка или ремешок поможет удерживать письменные принадлежности. Карандаши лучше выбрать круглой формы с отсутствием граней. Ручка подбирается такая, которая пишет мягко, не царапает бумагу.
Планирование мелкой моторики
Моторное планирование – это способность мозга сообщать другим частям тела, как выполнять ту или иную задачу. Трудности в этой сфере влияют на навыки письма при церебральном параличе. Задания следует разбить на несколько этапов. Несколько слов скажем о том, как пишут при ДЦП:
- Ребенок может обводить пунктирные линии и очертания отдельных букв.
- При написании малыш проговаривает вслух, что он делает. Это отправляет в мозг слуховую информацию, усиливая моторное обучение.
- Письмо «от руки к руке». Это когда рука взрослого находится поверх руки ребенка, помогает рисовать буквы. По мере улучшения состояния ребенка руку взрослого можно вернуть к запястью, а затем к локтю для мягкого направления, пока ребенок не сможет писать самостоятельно.
Визуальное восприятие
Зрительное восприятие – способность мозга понимать то, что видят глаза. Детский церебральный паралич вызывает трудности в этой сфере, влияя на почерк. Это решается путем предоставления минимального объема информации с большим количеством времени для практики. Чтобы наглядно научить ребенка прописать букву, взрослый демонстрирует письмо, одновременно объясняя процесс. Это обеспечивает мозг ребенка визуальной и слуховой информацией для закрепления обучения. Навыки лучше всего осваиваются в тихой знакомой обстановке с минимальными отвлекающими факторами.
Если вы будете выполнять простые упражнения и задания, о которых мы рассказали выше, то вам будет проще обучить ребенка с ДЦП письму. Нужно уделить этому занятию определенное время, приложить усилия.