8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных
8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных

Как ухаживать за детьми с ДЦП

Лечение ребенка с церебральным параличом не ограничивается нахождением в стационаре или здравнице. Повседневная организация жизни имеет большое значение. Главными помощниками докторов являются именно родители. Уход за ребенком с ДЦП требует ежедневно много времени и сил. Купание, гигиенические процедуры, одевание, кормление. Но вместе с этим формируется эмоциональная связь, которая вознаграждает за все усилия. Чтобы ребенок стал самостоятельным, ему необходимо постоянно предоставлять такую возможность.

Особенности организации повседневной жизни

Сон

Многие дети плохо спят, и это вполне объяснимо, ведь днем они затрачивают недостаточно энергии. Необходимо грамотно организовать место для отдыха. Если нет достаточно жесткого матраса, рекомендуется положить под него доску или приобрести подушку повышенной жесткости. Таким образом формируется небольшой скат, и ребенку будет проще двигаться. Нужно научить малыша спать в разных позах и менять положение тела во сне. Подбирайте такое время для обучения, когда вы никуда не спешите, как вариант, по выходным. Для этого можно использовать различные совместные игры. Если вам сложно оценить возможности ребенка, попросите совета специалиста.

Кормление

В течение первых лет жизни детей с ДЦП довольно трудно кормить. Однако, обучая управлению своими движениями, можно прийти к неплохим результатам. Научить малыша принимать пищу самостоятельно можно только если освоены фундаментальные навыки. Он должен выполнять движения головой, челюстью, губами и языком, независимо от движений туловища и рук, и хорошо удерживать равновесие в положении сидя. Мама может разместить ребенка в стульчике сбоку от себя или перед собой. Глаза должны находиться на одном уровне. Иначе ребенок будет вынужден запрокидывать голову. Если малыш не может держать под контролем мышцы рта, управлять ими придется взрослому. Для этого используют два пальца – указательный и средний. Средний палец размещается снизу под подбородком. Необходимо с постоянным усилием надавливать на него. Так язык не сможет выдвинуться вперед. Поначалу ребенку это не понравится, но потом он привыкнет. Постепенно малыш сможет контролировать мышцы рта и языка, и потребность в помощи будет уменьшаться, а позднее и пропадет. Ложку нужно всегда подносить спереди, и она обязательно должна располагаться по средней линии тела, нельзя протягивать ее сбоку.

Купание

Уход за детьми-инвалидами с ДЦП предполагает регулярное купание. Купая маленького ребенка, положите на дно полотенце, коврик или что-то другое. Для того чтобы он получал удовольствие от процесса, чувствовал себя уверенно и безопасно, поведайте, что вы планируете делать. Продемонстрируйте, как вы открываете краны, объясняя, что один предназначен для холодной воды, а другой – для горячей. Пусть по завершению купания он самостоятельно достанет из воды игрушки. При этом он будет тренироваться брать и выпускать из рук разные предметы, кроме того, пополнит свой словарный запас.

Одевание

Одевая ребенка, выбирайте такую позу, при которой спастичность будет выражена минимально и не возникнут неконтролируемые движения. Рекомендуется предварительно расположить предметы гардероба так, чтобы их несложно было достать. Всегда давайте ребенку возможность самому делать то, с чем он способен справиться. Даже если на это потребуется много времени. На начальном этапе нужно дробить каждое задание на небольшие шаги. Поначалу малыш будет сам выполнять только финальную часть задания, заканчивая начатые мамой действия. Когда ребенок уже начинает говорить, просите его называть все действия. Позднее можно будет включать в разговор названия цветов, сравнивая цвет одежды с цветами иных предметов в помещении.

Уход за ребенком с ДЦП требует немало времени и сил. Залог успеха – системность, последовательность, индивидуальный подход, контакт мамы с ребенком и постоянное речевое общение.

Подпишитесь на нашу рассылку

Чтобы быть в курсе наших последних новостей, получать рекомендации и информацию о полезных статьях