Особенности внимания детей с ДЦП
Разнообразные расстройства внимания у детей с ДЦП встречаются довольно часто. Симптоматика болезни не исчерпывается только нарушением функций опорно-двигательного аппарата с недостаточностью развития мышц и скелета.
Расстройство внимания существенно ухудшает способность малыша с ДЦП воспринимать и перерабатывать информацию. Оно негативно отражается на состоянии его интеллекта. Выясним, каким образом проявляются у ребенка расстройства внимания. Рассмотрим, какие методики помогут улучшить ситуацию.
Нарушения внимания, характерные для ДЦП
Этим термином называют непроизвольную или произвольную способность психики, которая помогает человеку сосредоточивать свою деятельность на конкретном воспринимаемом объекте. Существуют некоторые особенности внимания у детей с ДЦП. У них отмечается комплекс отклонений от нормы, для которого типично:
- повышение психической истощаемости;
- высокая утомляемость;
- снижение работоспособности.
Детям, страдающим ДЦП, трудно сосредоточиться на выполнении задания. У их скоро появляется раздражительность, они быстро становятся вялыми в процессе любой деятельности. При детском церебральном параличе выделяют две основных формы нарушения внимания:
- модально-неспецифическая – она возникает при поражении неспецифических срединных мозговых структур мозга, для нее типично повышение истощаемости внимания, сужение его объема и ослабление концентрации;
- модально-специфическая – у больного нарушено узнавание определенных объектов, она возникает из-за изменений в корковых зонах анализаторов, расстройство не связано с нарушением восприятия.
Развитие внимание ребенка с ДЦП – непростой процесс, требующий терпения со стороны родителей. Для знакомства с эффективными методиками рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. Кроме того, для ухода за ребенком с ДЦП, его передвижения могут потребоваться специальные технические средства и приспособления.
Снижение внимания связывают не только с повреждением корковых и подкорковых структур мозга, но и с нарушением функции зрительного анализатора. Ребенку трудно фиксировать взор. У него недостаточный уровень слежения глазами за предметом, ограничены поля зрения, присутствует нистагм.
У малышей с ДЦП расстройству внимания сопутствует нарушение нормального восприятия. Ребенок не в состоянии произвести правильную оценку предмета или действия. Его сознание на основе неполной информации создает ошибочные образы.
У маленьких пациентов с ДЦП наблюдается задержка всех показателей внимания. Еще отмечается их качественное расстройство в виде нарушения следующих его характеристик:
- избирательность;
- концентрация;
- скорость переключения;
- устойчивость;
- распределение.
В процессе письма дети пропускают буквы, цифры и строчки. У них неравномерная кривая работоспособности. Малыши застревают на отдельных видах деятельности. Это связывают с инертностью течения психических процессов.
Существенные затруднения возникают в ходе развития произвольного внимания. Ребенок иногда из-за этих нарушений не выполняет даже элементарные целенаправленные действия. Отмечается недостаточность произвольного внимания, что связано с расстройством начальной фазы познавательного акта. У малыша страдает процесс выбора и сосредоточенности при обработке информации.
Неустойчивость внимания снижает продуктивность деятельности. Детям с ДЦП трудно выполнять задания, которые требуют постоянного самоконтроля. Ребенок продуктивно работает не более 15 минут, затем он отключается на какое-то время. Ему нужно накопить силы для включения в следующий рабочий цикл.
Малыш в этот момент выпадает из деятельности и занимается другими делами. Когда его силы восстановятся, он снова приступает к продуктивной работе. Одним детям из-за возникшей проблемы сложно начать выполнение задания, другие – не могут сконцентрироваться, чтобы сделать его до конца.
Какие приемы помогают улучшить внимание
Чтобы поддержать у ребенка устойчивость и концентрацию внимания, соблюдают несколько условий. Он должен отчетливо понимать выполняемую задачу. Его заинтересовывают результатом работы.
Малышу создают благоприятные условия для деятельности и исключают воздействие посторонних раздражителей. Работу проводят в одно и то же время, в постоянном месте. В порядке содержат используемые принадлежности, а рабочий процесс четко структурируют.
Чтобы сконцентрировать внимание ребенка, рекомендуют использовать памятки по конкретным видам деятельности (работе с книгой и т.д.). Для его улучшения применяют специальные игры и упражнения. У детей воспитывают наблюдательность.
У малышей с ДЦП имеются трудности в формировании всех элементов познавательного процесса, к которым относят внимание. Им требуется организация занятий по специальным программам, чтобы они стали полноценной частью общества.