Развитие сенсорного восприятия детей с ДЦП
Сенсорное восприятие - это процесс принятия, познания и ощущения мира с помощью органов чувств. Полноценное представление о свойствах, размерах, формах, величинах, запахах и т. д. окружающих предметов познается через зрение, слух, осязание, обоняние, с помощью вкусовых рецепторов. Сенсорное восприятие детей с ДЦП либо задерживается, либо искажается в зависимости от имеющихся нарушений и их степени тяжести. Именно поэтому с ребенком важно много, регулярно и целенаправленно заниматься.
Цели и задачи упражнений на сенсорное развитие
У детей с ДЦП в результате органического поражения мозга, двигательной депривации, нарушениях слухового, зрительного и двигательного (кинестетического) анализаторов, затруднено восприятие предметов на ощупь, манипулитивно-предметная деятельность, а в некоторых случаях и зрительно-моторная координация. Аномальное развитие ребенка с первых дней жизни ведет к сокращению практического опыта. Регулярные занятия помогут значительно нивелировать последствия нарушений. Сенсорное развитие детей с ДЦП основными своими задачами имеет следующее:
- Развитие и правильное формирование зрительного, тактильно-двигательного, слухового и других видов восприятий.
- Формирование сенсорных стандартов цвета, размеров, формы, времени, пространства.
- Установление полноценных, правильных представлений об окружающем мире.
- Развитие и коррекция такой сложной психической деятельности, как мышление, осознание, память, внимание.
- Формирование правильной речи, умение выразить свои мысли, полученные знания словесно, регулярное пополнение словаря, в т. ч. и колоративной лексикой.
Полноценная программа занятий включает в себя игры, упражнения, задания. При чем не только дома, но и за его пределами. Полезно посещать новые места, по мере возможностей путешествовать. Показывать, рассказывать и описывать различные объекты в городе и на природе: дома (маленькие и большие), озеро, речку, машины, лес, самолеты в аэропорту, железную дорогу, поезда и т. д. Показывать картинки с изображениями природы, техники, деревни и города, животных. Учить описанию увиденного, т. е. развивать и обогащать разговорную речь, делать акценты на цвет, правильную геометрическую и неправильную производную форму, размер. Дополнительно необходимо проводить занятия на развитие глазомера, определение понятия далеко/близко.
Зрительное восприятие
При развитии зрительного восприятия ребенка первым делом учат выделять определенные, затем идентичные предметы из всей обстановки. Следующим этапом станет определение одинаковых картинок, парных предметов и составление картинок из 3 - 5 элементов. Важно развивать подвижность и плавность глаз, согласованности движений, поворотов головы и взгляда. При рассматривании игрушек и картинок положение малыша периодически меняют: на спине, на животе, на боку, сидя по возможности. Все занятия сопровождаются речью, объяснениями и пояснениями простыми словами.
Слуховое восприятие
Если у ребенка при ДЦП нет физиологического нарушения слуха, то восприятие все же имеет отклонения. Оно недостаточно дифференцировано, страдают внимание и фонематический слух. Работа идет в 2 направлениях: развитие восприятия, распознавания и воспроизведения простых звуков и речевых. По результату ребенок должен научиться различать:
- голоса близких и знакомых, звуки животных и речь людей;
- звуки музыкальных инструментов;
- близкое и удаленное звучание;
- откуда доносится звук, не применяя зрение;
- понятия тихо/громко, медленно/быстро, низко/высоко.
Если ребенок любит слушать музыку, задача значительно упрощается. Со временем он научится воспроизводить простейшие ритмы, например, хлопая в ладоши.
Тактильное восприятие
Развитие осязательного восприятия осуществляется с помощью прикосновений частей тела, в первую очередь рук, к предметам с различной текстурой. Объект можно ощупывать, обводить по контуру, полезны лепка из безопасных материалов, рисование пальцами, пользование одеждой из разных тканей. По возможности применяют ходьбу босиком по ковру, песку, гальке и т. д.
Для развития мозговой деятельности мозгу нужны стимулы. Для того чтобы сенсорное воспитание детей с ДЦП проходило органично, а главное результативно, окружающий мир должен быть разнообразным, ярким, наполненным звуками, насыщенным.