Top.Mail.Ru
8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных
8 (800) 500-14-14 С 8 до 20, без выходных

Развитие сенсорного восприятия детей с ДЦП

сенсорное развитие при ДЦП

Сенсорное восприятие - это процесс принятия, познания и ощущения мира с помощью органов чувств. Полноценное представление о свойствах, размерах, формах, величинах, запахах и т. д. окружающих предметов познается через зрение, слух, осязание, обоняние, с помощью вкусовых рецепторов. Сенсорное восприятие детей с ДЦП либо задерживается, либо искажается в зависимости от имеющихся нарушений и их степени тяжести. Именно поэтому с ребенком важно много, регулярно и целенаправленно заниматься.

Цели и задачи упражнений на сенсорное развитие

У детей с ДЦП в результате органического поражения мозга, двигательной депривации, нарушениях слухового, зрительного и двигательного (кинестетического) анализаторов, затруднено восприятие предметов на ощупь, манипулитивно-предметная деятельность, а в некоторых случаях и зрительно-моторная координация. Аномальное развитие ребенка с первых дней жизни ведет к сокращению практического опыта. Регулярные занятия помогут значительно нивелировать последствия нарушений. Сенсорное развитие детей с ДЦП основными своими задачами имеет следующее:

  1. Развитие и правильное формирование зрительного, тактильно-двигательного, слухового и других видов восприятий.
  2. Формирование сенсорных стандартов цвета, размеров, формы, времени, пространства.
  3. Установление полноценных, правильных представлений об окружающем мире.
  4. Развитие и коррекция такой сложной психической деятельности, как мышление, осознание, память, внимание.
  5. Формирование правильной речи, умение выразить свои мысли, полученные знания словесно, регулярное пополнение словаря, в т. ч. и колоративной лексикой.

Подпишитесь на нашу рассылку

Чтобы быть в курсе наших последних новостей, получать рекомендации и информацию о полезных статьях

Полноценная программа занятий включает в себя игры, упражнения, задания. При чем не только дома, но и за его пределами. Полезно посещать новые места, по мере возможностей путешествовать. Показывать, рассказывать и описывать различные объекты в городе и на природе: дома (маленькие и большие), озеро, речку, машины, лес, самолеты в аэропорту, железную дорогу, поезда и т. д. Показывать картинки с изображениями природы, техники, деревни и города, животных. Учить описанию увиденного, т. е. развивать и обогащать разговорную речь, делать акценты на цвет, правильную геометрическую и неправильную производную форму, размер. Дополнительно необходимо проводить занятия на развитие глазомера, определение понятия далеко/близко.

сенсорное развитие при ДЦП

Зрительное восприятие

При развитии зрительного восприятия ребенка первым делом учат выделять определенные, затем идентичные предметы из всей обстановки. Следующим этапом станет определение одинаковых картинок, парных предметов и составление картинок из 3 - 5 элементов. Важно развивать подвижность и плавность глаз, согласованности движений, поворотов головы и взгляда. При рассматривании игрушек и картинок положение малыша периодически меняют: на спине, на животе, на боку, сидя по возможности. Все занятия сопровождаются речью, объяснениями и пояснениями простыми словами.

Слуховое восприятие

Если у ребенка при ДЦП нет физиологического нарушения слуха, то восприятие все же имеет отклонения. Оно недостаточно дифференцировано, страдают внимание и фонематический слух. Работа идет в 2 направлениях: развитие восприятия, распознавания и воспроизведения простых звуков и речевых. По результату ребенок должен научиться различать:

  • голоса близких и знакомых, звуки животных и речь людей;
  • звуки музыкальных инструментов;
  • близкое и удаленное звучание;
  • откуда доносится звук, не применяя зрение;
  • понятия тихо/громко, медленно/быстро, низко/высоко.

Если ребенок любит слушать музыку, задача значительно упрощается. Со временем он научится воспроизводить простейшие ритмы, например, хлопая в ладоши.

Тактильное восприятие

Развитие осязательного восприятия осуществляется с помощью прикосновений частей тела, в первую очередь рук, к предметам с различной текстурой. Объект можно ощупывать, обводить по контуру, полезны лепка из безопасных материалов, рисование пальцами, пользование одеждой из разных тканей. По возможности применяют ходьбу босиком по ковру, песку, гальке и т. д.

Для развития мозговой деятельности мозгу нужны стимулы. Для того чтобы сенсорное воспитание детей с ДЦП проходило органично, а главное результативно, окружающий мир должен быть разнообразным, ярким, наполненным звуками, насыщенным.

Мы позвоним
в рабочее время
Нажимая на кнопку "Заказать звонок", вы даете согласие с Политикой обработки персональных данных