Варианты обучения детей с ДЦП
Грамотное обучение детей с инвалидностью позволяет им обрести уверенность к себе, позитивное отношение к жизни, освоить навыки самообслуживания, социализироваться.
Если диагноз поставлен не сразу после рождения, а в возрасте около двух лет, то есть еще большой запас времени для интенсивного развития, освоения базовых интеллектуальных навыков, получения образования.
Какие есть варианты обучения детей с ДЦП?
Дети с ДЦП школьного возраста могут посещать обычную школу, специализированную или заниматься дома. В зависимости от формы и тяжести болезни специалисты помогут выбрать оптимальный вариант для ребенка.
Обычная школа
Если заболевание у ребенка воздействует преимущественно на двигательный аппарат, отсутствует агрессивность, в штате обычной школы есть педагоги, специализирующиеся в области дефектологии, то он справится с обучением вместе со своими сверстниками. Это не всегда просто организовать, так как ребенок с ДЦП в классе требует повышенного внимания со стороны учителя, у которого может быть еще 30 учеников.
Школьник, передвигающийся с помощью костылей или инвалидной коляски, может испытывать затруднения при переходе с этажа на этаж в неприспособленном для этого помещении, с посещением туалета. Нередко дети-инвалиды в школе испытывают стресс из-за насмешек и троллинга одноклассников. Занятия должны проходить в сопровождении медсестры, няни, мамы для предупреждения возможных проблем с передвижением и самочувствием.
Но при благоприятных обстоятельствах дети-инвалиды, обучающиеся в обычной школе, хорошо социализируются и развиваются. Доброжелательное отношение, дополнительные занятия помогут усвоить необходимый материал.
Надомное обучение
Из-за сложностей с интеллектуальным и физическим развитием для некоторых детей с ДЦП обучение в школе может быть трудным или невозможным. По многим причинам им лучше учиться дома.
- Родители могут организовать надомные занятия, уведомив о своем решении органы местного самоуправления и выбрав школу для аттестации.
- Заниматься с ребенком можно самостоятельно, в онлайн-режиме, с помощью учителей.
- Домашнее обучение детей-инвалидов позволяет им находиться в комфортной и привычной обстановке с перерывами на сон, еду, прогулки.
- Можно организовать удобный график для совмещения учебы, массажей, посещения бассейна, занятий с логопедами.
- Занятия проводятся по АОП ДЦП — адаптивной образовательной программе, разрабатываемой индивидуально для детей с ДЦП.
- Родителям полагается компенсация на расходы по домашнему и дистанционному образованию от государства, поэтому они могут предоставить полноценное обучение.
- При нахождении дома лечение осуществляется на базе реабилитационного центра или медучреждения.
При домашних занятиях у ребенка сужается круг общения, он не получает полноценный социальный опыт, медленнее развивается речь. Полезно с ним больше разговаривать, можно помочь ему найти друзей через интернет.
Специализированные школы
Специализированные школы для детей с ДЦП формируют группы по степени заболевания. Правильно организованная среда позволяет детям с комфортом передвигаться и сидеть во время занятий, в ней есть:
- пандусы и лифты;
- специальные приборы для письма;
- оборудованные компьютерные классы;
- парты для детей с ДЦП и т. д.
Детей можно отдать в государственную или частную коррекционную школу, в которых должен быть медицинский блок с бассейном, спортивной площадкой, развивающие кружки, где работают заботливые учителя, врачи и медсестры.
Специализированные интернаты
Школы-интернаты занимаются лечением и обучением детей с ДЦП школьного возраста. Родители могут оставлять их на неделю, забирать в выходные и каникулы. Дети получают образование, питание, находятся под присмотром медицинского персонала, проводящим лечебные процедуры, массажи, занимаются с врачами-дефектологами.
Когда дети с ДЦП ходят в школу или интернат, они могут больше общаться, получать медицинскую помощь.
Адаптированные общеобразовательные программы в специализированных школах
В соответствии с Федеральными стандартами для детей в школах ДЦП программы подбираются для групп с учетом ограниченных возможностей:
- На физическом уровне, когда интеллектуальная сфера позволяет осваивать сложные предметы.
- С задержкой в развитии.
- С умственной отсталостью.
- С нарушениями глубокой степени тяжести.
Для обучения в специализированных школах используется адаптированная общеобразовательная программа (АООП для ДЦП), в которой учитываются особенности и индивидуальные возможности, корректируются нарушения развития детей. Параллельно проводится восстановительное лечение.
Многое в будущей жизни ребенка зависит от правильно выбранной программы развития и оздоровления.